На этой страничке хочу рассказать о теме моей методической работе. В этом учебном году я продолжаю работу по теме «Системно-деятельностный подход в формировании
положительной учебной мотивации младших школьников» Эту тему я осваиваю с переходом начальной школы нашего образовательного учреждения на ФГОС, т.е. третий год. Ранее осваивала технологии групповых форм работы,разноуровневое обучение, ИКТ, метод проектов, ТОУУ, ТРКМ, технология интерактивного обучения.
Я
– первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи на очень ответственном этапе. На этом этапе происходит развитие личности, формируются нравственные позиции. Родители доверили
мне самое дорогое – своих детей, и моя обязанность – оправдать это доверие, а
это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании
всех сторон, к чему я и стремлюсь.
С 1999 года я работаю по ОС "Школа 2000-2100"
Главная задача Образовательной системы «Школа 2100», которая
уже более 20 лет с успехом решается в школах, работающих по ее материалам, - помочь
детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах
личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно
самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких. В основе данной системы лежит деятельностного метода в обучении.
Уже в начальной школе ученик учится искать,
фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать
достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией мои
ребята осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно
потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в
информационном обществе.
Умение учиться всю
жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается
целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий.
Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий
нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования.
Новый подход к
пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от
привычной знаниевой парадигмы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых
предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки),
упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить
формирование универсальных учебных действий и, как правило, не пробуждает
потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к
познанию нового, анализу получаемой информации.
Достижение нового
образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного
подхода, который положен в основу ФГОС. Системно-деятельностный
подход определяет необходимость представления
нового материала через развертывание последовательности учебных задач,
моделирования изучаемых процессов, использования различных источников
информации, в том числе информационного пространства сети Интернет,
предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель –
ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Построение урока в
логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического
представления о типологии и структуре урока.
Структура уроков ведения нового знания в рамках
деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное
вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью
на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а
именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной
деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в
учебную деятельность (“хочу”);2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного
самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие
сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”,
осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности
и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся
к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его
осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для
построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места
и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать
(вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий
(алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во
внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или
способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого
класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема,
способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают
проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение
возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план
достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом
руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем –
побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного
проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается
оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей
затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется
преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в
группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с
проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная
форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и
осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение
организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта
учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по
возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению
в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового
знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается
как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых
тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую
ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом,
происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным
нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке,
и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной
деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется
степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Использованные источники.
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н.,
Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС,
2008.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к
обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия
«Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к
составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. –
Москва, 2006 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий